Игральные карты, коллекционирование

Страны

УкраинаРоссияАвстралияАвстрияАргентинаАрменияБеларусьБельгияБолгарияВеликобританияВенгрияГрузияГерманияГрецияДанияДжибутиЕгипетИзраильИндияИндонезияИсландияИспанияИталияИрландияКазахстанКанадаКенияКатарКипрКитайКорея ЮжнаяЛатвияЛитваМалайзияМальдивыМароккоМолдоваМонакоНидерландыНовая ЗеландияНорвегияОАЭПольшаПортугалияСловенияСингапурСуринамСШАТайландТунисТурцияФинляндияФранцияХорватияЧехияЧерногорияШвейцарияШвецияШри-ЛанкаЭстонияЯпонияНеизвестно






Атласные карты академика Шарлеманя

Атласные карты академика Шарлеманя

Хорошо всем известные Атласные игральные карты настолько привычны нашему глазу, что всякие другие карты кажутся нам необычными и уж точно какими-то "нерусскими". Действительно, Атласные карты уже много десятилетий являются самыми распространенными и популярными игральными картами на территории бывшего СССР. Кажется, что они существуют изначально, как народные песни или сказки. Но это не так. У этих карт есть автор и появились они в России в середине XIX века.

рис.1Когда в 1860 году Александровская мануфактура была закрыта и Карточная фабрика при Императорском Воспитательном доме стала независимой, возникла необходимость разработки нових эскизов для изображений дам, королей и валетов. По отзывам современников, существующие «господа» на картах были похожи на «неотесанных бородатых мужиков» (рис.), да и дамы были «далеки от изящества». Однако для этого требовалось «высочайшее повеление», а царь Николай 1 был такой консерватор… Только в 1861 году, после отмены крепостного права, было получено разрешение Александра 2 на разработку новых эскизов.

Был объявлен конкурс на лучшую концепцию эскизов. Вот это подход! Выиграл его мастер российской живописи, академик Академии Художеств и талантливый живописец Адольф Иосифович Шарлемань. Ему и академику Александру Егоровичу Бейдеману и доверили разработку новых рисунков игральных карт. Художники создали несколько эскизов, которые до сих пор, уже спустя полтора века, являются чудесными образцами карточной графики и украшают собрание Государственного Русского музея и Карточного музея Петергофа. Однако в производство были запущены достаточно простые и художественно лаконичные рисунки академика Шарлеманя, которые мы и знаем сейчас, как Атласные карты.

Можно объяснить, почему именно этот проект игральных карт стал таким удачным. Рисунки академика Бейдемана, как и другие эскизы Шарлеманя были очень привлекательны в художественном отношении, но они оказались не вполне подходящими для такого массового производства, как печатание игральных карт. Рисунок карточных фигур оказался настолько лаконичным, настолько лишенным ненужных деталей и сложных ракурсов, что успех был просто неизбежен.

А.И.Шарлемань не создал принципиально нового карточного стиля. Атласные карты явились результатом исключительно мастерской переработки уже существовавших карточных рисунков, которые использовались еще в 17 и начале 18 веков на московских карточных фабриках, содержавшихся откупщиками (рис.). Но глубина проработки каждого образа позволяет считать прославленного академика их подлинным отцом!

Авторский эскиз Шарлеманя (рис.) показывает не только высокое профессиональное мастерство художника, но и прекрасное понимание им специфики именно карточной графики. Рисунки фигур очень хорошо закомпонованы в формат игральной карты, в них достаточно, как сказал бы сегодня компьютерный графический дизайнер, "воздуха", то есть свободного, незанятого рисунком пространства, четкое горизонтальное разделение не режет фигуру. В самом облике королей, дам и валетов чувствуется неподдельное величие и достоинство, что выгодно отличает Атласные карты от жеманных или легкомысленных картинок других русских карт того времени. Игральные карты Шарлеманя получили бронзовую медаль на Всемирной выставке в Чикаго в 1893 году.

Созданные новые эскизы карт не имели собственного названия и не назывались Атласными. Само понятие "атласные" в середине 19 века относилось не к рисунку или особому стилю карт, а к технологии их изготовления. Самим словом атлас назвали тогда, да и сейчас называют особый сорт гладкой, глянцевитой, блестящей шелковой ткани. Бумага, из которой тогда изготовляли карты, была шероховата, с пятнами и разводами, плохо проклеена, нередко имела разную толщину в листе. Для придания картам улучшенного вида, бумага, на которой они печатались, предварительно натиралась тальком на специальных талечных машинах, работа на которых была чрезвычайно вредна для здоровья. Карты, изготовленные на атласной бумаге, не боялись влаги, при тасовании хорошо скользили и стоили дороже. В 1855 году дюжина колод атласных карт стоила 5 рублей 40 копеек, наравне с золотообрезными картами, изготовлявшимися вручную для императорского двора. Постепенно вся карточная продукция стала изготавливаться на атласной бумаге, и собственное название Атласные прочно закрепилось за картами Шарлеманя.

Карты Шарлеманя покорили всю царскую Россию, благополучно пережили Революцию, все войны и перемены. С 30-х годов 20 века Деление на несколько сортов по типу бумаги было отменено и Атласные карты ЛКЦП стали практически единственными в СССР. Происходившее техническое перевооружение Карточной фабрики потребовало перехода на способ офсетной печати. Восстановление оригиналов лицевых сторон Атласных карт с учетом их использования для офсетной печати выполнил художник-график Юрий Петрович Иванов, бережно сохранивший оригинальные рисунки Шарлеманя (рис.).

Подлинники эскизов А.И.Шарлеманя хранились в архиве Государственной Карточной Монополии - советском учреждении, ведавшем продажей игральных карт в СССР. После ее ликвидации они находились в собрании Александра Семёновича Перельмана, ленинградского коллекционера и историка игральных карт, обладавшего крупнейшей в СССР коллекцией карт и карточных атрибутов. Не так давно коллекцию Перельмана приобрел музей Петергоф.

С 70-х годов прошлого века и до прекращения работы комбината в каждую колоду вкладывали 1 или 2 календарика формата игральной карты. На обратной стороне календариков было принято изображать пейзажи и достопримечательности города на Неве.

За основу взята статья известного коллекционера Евгения Григоренко

Другие записи

Тематика







Создание сайта: студия Сергея Каминского © 2011—2019 www.ukrcards.com.ua Все права защищены