Игральные карты, коллекционирование

Страны

УкраинаРоссияАвстралияАвстрияАргентинаАрменияБеларусьБельгияБолгарияВеликобританияВенгрияГрузияГерманияГрецияДанияДжибутиЕгипетИзраильИндияИндонезияИсландияИспанияИталияИрландияКазахстанКанадаКенияКатарКипрКитайКорея ЮжнаяЛатвияЛитваМалайзияМальдивыМароккоМолдоваМонакоНидерландыНовая ЗеландияНорвегияОАЭПольшаПортугалияСловенияСингапурСуринамСШАТайландТунисТурцияФинляндияФранцияХорватияЧехияЧерногорияШвейцарияШвецияШри-ЛанкаЭстонияЯпонияНеизвестно






История одной фабрики

В течение всего XVII века игральные карты в России производились мелкими мастерскими, как в столице, так и в провинциальных городах. Отдельные мастерские имели даже некоторый ассортимент видов производимых карт, впрочем, весьма скромный. В 1765 году правительство Екатерины II  установило налог, как на привозные, так и на карты отечественного производства, причём пошлина на заграничные карты была в два раза выше. Деньги же, полученные в результате уплаты налогов, поступали в пользу Воспитательных домов, которые были созданы императрицей  в 1764  году в Москве и  в 1770 году в Петербурге.

Еще в царствование Екатерины II зародилась мысль о государственной монополии на производство игральных карт, правда в жизнь она претворилась только при Александре I. Именно он дал согласие на устройство Карточной фабрики при Александровской мануфактуре Воспитательного дома. Первые корпуса Александровской мануфактуры в 1798 году построил аббат Оссовский на землях бывшего родового поместья князей Вяземских у села Александрово в 12-ти верстах от Петербурга, получив на это от правительства денежную помощь. В начале XIX века мануфактура стала одним из крупнейших предприятий России. Мануфактура занимала весь идущий к Неве склон и имела две дюжины корпусов, оснащенных паровыми машинами (к середине XIX века их числилось около 300, не считая ручных станков), общежития, школу для подготовки мастеров, церковь, столовые, была даже читальня. После года работы она перешла в казну и была подарена  Павлом I  Воспитательному дому.

В 1817 году управляющий Александровской мануфактурой  Александр Яковлевич Вильсон предложил Опекунскому Совету Воспитательного дома открыть при мануфактуре карточную фабрику. Для производства игральных карт требовалась высокого качества особая бумага, а такую бумагу легче всего было изготавливать из отходов высококачественных тканей. Была составлена записка, которую 12 октября 1817 года утвердил Александр I, и эта дата считается днём основания фабрики.

В течение полутора лет строились помещения и обучались рабочие. В 1819 году фабрика выпустила свою первую продукцию. В тот год было изготовлено 20 тысяч колод, которые с января 1820 года стали продаваться по всей России.

С 1822 года к работе на фабрике стали привлекать сирот из воспитательных домов. Рабочий день у них длился, как у взрослых,  16 часов (для учащихся 14 часов). И хотя для детей были оборудованы больница, начальная школа, казарма (то есть общежитие), читальня, богадельня для хронических больных, все же детский травматизм, болезни, истощение от непосильного труда приводили многих детей на лазаретную койку или делали инвалидами. Это не оставалось без внимания фабричных врачей, работников дирекции, просто радеющих о здоровье детей,  положение старались изменить...

После отмены крепостничества на Карточной фабрике начались существенные перемены. От руководства фабрикой отошел директор А.Я.Вильсон, занимавший эту должность более 40 лет. Были наняты вольные рабочие взамен крепостных, закуплено более 60 новых машин, во главе производства стал опытный мастер Винкельман. С 1861 года рабочий день сократили до 13 часов. Отстроили новые корпуса, лазарет, наладили канализацию и водопровод. Вместе с обновлением технической стороны дела возникла необходимость изменения и художественного оформления карт.

В 1860 году в связи с закрытием бумагопрядильной мануфактуры Карточная фабрика получила самостоятельность и новое название: «Карточная фабрика при Императорском Воспитательном доме». В это же время фабрика начала расширять ассортимент продукции и стала выпускать карты уменьшенных размеров: пасьянсные, путевые, детские, карты для гадания. В течение более 20 лет шло становление нового производства, пока русские карты не стали выпускаться на русской бумаге и в основном русскими мастерами. Директор Карточной фабрики А.Я. Вильсон стремился к некоторому улучшению внешнего вида карт, были разработаны новые рисунки. Императору Николаю I был представлен соответствующий доклад, на котором он, однако, собственноручно написал: "Не вижу никакой причины переменять прежние рисунки". Новые рисунки по эскизам художника Адольфа Шарлеманя стали использоваться для выпуска атласных карт при Александре II.

Для улучшения художественного оформления карт академику А.И.Шарлеманю было поручено изготовить новые рисунки. Именно он создал столь известный нам ныне «зеркальный» вариант игральной карты. Благодаря Шарлеманю русские карты стали отличаться своеобразным стилем. Продукция с успехом демонстрировалась на Всемирных промышленных выставках в Париже в 1867 и 1878 годах. А в 1893 году игральные карты Императорской фабрики получили бронзовую медаль и почетный диплом на Всемирной выставке в Чикаго. Над образом игральных карт трудились и другие известные художники - И.Я. Билибин, М.О. Микешин…

Начало нового века принесло фабрике нарастающие объемы выпуска продукции. Если в 1901 году это было 5460 тысяч колод, то в 1912 – свыше 12 миллионов. Монополия на производство игральных карт сохранилась за фабрикой до 1917 года.

Октябрьская революция перевела карточную фабрику в собственность Советского государства. За деятельностью старой администрации был установлен контроль. Фабрика получает название Государственная карточная фабрика (Госкартфабрика). Переходит в ведение Комиссариата социальной помощи и с января 1918 года вновь начинает изготавливать карты. С января по июль 1918 года фабрикой было выпущено более полутора миллиона колод.

Но это продолжалось недолго. В стране бушевала Гражданская война. Положение на фронтах было тяжёлым, топливо и сырье поступали на фабрику не регулярно, да и спрос на карты резко снизился. В июле 1919 года фабрика закрылась…

И только в 1922 году, теперь уже в Народном комиссариате финансов, обсуждается вопрос о возобновлении работы Госкартфабрики, так как спрос на игральные карты, как на внутреннем, так и на внешнем рынке резко возрос. С января следующего года фабрика начинает выпускать продукцию. Качество ее было таким высоким, что к картам, предложенным на иностранных весенних ярмарках в Лейпциге, Лионе и других городах, был проявлен большой интерес. Заказы начали поступать из Америки, Франции, Китая, Персии…

С 1935 года фабрика носит название 2-й художественной литографии. Затем, в 1958-ом, переименовывается в 3-ю фабрику офсетной печати. С 1964 по 1967 – Ленинградская фабрика офсетной печати №3 и, наконец, с 1968 года – Ленинградский комбинат цветной печати.

Карты настолько органично вписались в культуру народа, что даже знаменитые и известные художники и живописцы считали за честь приложить руку, в прямом смысле этого слова, к созданию «лица» игральных карт. Как уже говорилось, с середины 1920-х годов Госкартфабрика начала снова выпускать игральные карты, используя для этого оригиналы прошлого века. Но параллельно велась работа по созданию новых видов карт, и вот в 1930 году состоялся выпуск пропагандистских карт. Так были выпущены  Антирелигиозные карты  художника С.Д.Левашова.

Когда началась Великая Отечественная война, 2-я художественная литография перестала выпускать игральные карты. Но с наступлением 1942 года было получено ответственное задание: расконсервировать остановленные печатные машины, возобновить производство и наладить выпуск карт. Зачем это могло понадобиться во время войны, да еще так срочно?! Картам нашлось применение и на войне – решено было наладить выпуск… Антифашистских  карт.

В блокадном Ленинграде была собрана горстка специалистов, занимавшихся ранее производством карт. Голодные, в тяжелых условиях, они работали почти без сна и отдыха, и вскоре Антифашистские карты уже грузили в самолеты, маршрут которых лежал за линию фронта, где наряду с листовками эти карты разбрасывались в районах расположения вражеских частей…

Война закончилась. Фабрика возвращалась к обычному режиму работы. И в конце 1950 года руководство предложило художнику Юрию Петровичу Иванову привести к стилистическому единству лицевые и оборотные стороны таких карт, как Русский стиль, Рококо и некоторых других. Работа так увлекла Иванова, что им было сделано более 100 эскизов рисунков рубашек. К концу 60-х годов им был накоплен весьма значительный опыт в области карточной графики. Этот опыт нашел свое воплощение в картах Времена года.

В 2004 году бывшая Карточная фабрика прекратила свое существование. В ее старых корпусах ныне располагаются  различные фирмы и учреждения. Но, тем не менее, этот объект включен в реестр архитектурных исторических ценностей, находящихся под защитой государства.

 

Названия Карточной фабрики:

1817 - 1860 - Карточная фабрика при Александровской мануфактуре

1860 - 1917 - Карточная фабрика при Императорском Воспитательном доме

1918 - 1919, 1922 - 1935 - Государственная карточная фабрика

1935 - 1958 - Вторая художественная литография

1958 - 1964 - Третья фабрика офсетной печати

1964 - 1967 - Ленинградская фабрика офсетной печати  № 3

1968 - 1992 - Ленинградский комбинат цветной печати

1992 - 2004 - Комбинат Цветной Печати.

Другие записи

Тематика







Создание сайта: студия Сергея Каминского © 2011—2019 www.ukrcards.com.ua Все права защищены